Пиксель-арт пришел из 80-х. Мозаика из отдельных квадратных точек — пикселей — была максимумом, которые тянули ранние аркадные автоматы и приставки. Визуальный стиль угас с появлением «фотореалистичной» трехмерной графики, которую компании использовали, чтобы продавать дорогие игровые системы.
В начале 2010-х люди внезапно вновь полюбили игры, которые выглядели, будто созданы для приставки SNES (Super Nintendo Entertainment System).
Ностальгия по ретро? Не совсем так. Скорее, дело в философии пиксельной графики. Пиксели показывают не больше и не меньше, чем должны, и подчеркивают идею, а не заменяют ее. Проект в стиле пиксель-арт действительно должен нести какое-то необычное сообщение, чтобы быть востребованным. А у игры должен быть действительно увлекательный геймплей, по которому так истосковались геймеры.
Вот игры, которые вернули пиксель-арт к жизни и укрепили его на позициях искусства.
2008: Passage
Пятиминутный сайдскроллер рассказывает историю жизни главного персонажа, собранного из пары пикселей. Жизнь — это лабиринт с сундуками, и двигаться можно только вперед. Со спутницей идти веселее, но и застрять паре проще. Игра заканчивается смертью обоих.

Passage создал визионер Джейсон Рорер, который увлеченно воплощает в жизнь идею «игры как искусство». Нарочито упрощенная пиксельная графика помогает отчетливо видеть высказывание: Memento mori.
В 2012 году Passage попала в постоянную коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.
2008: MegaMan 9
Платформер Mega Man 9 выглядит так, будто эра игровых аркад и не заканчивались. 8-битная игра аутентично передает ощущения от старых игр звуком и графикой. Capcom вместе с Inti Creates разработала и выпустила игру ровно через 10 лет после последней части оригинальной серии.

Игровые механики позаимствовали у первых двух частей серии. Уровни Mega Man 9 можно проходить в произвольной последовательности. Каждый интересно выполнен, и требует смекалки. Практически все на экране пытается убить персонажа игрока, пока тот прыгает, бегает и отстреливается. Игру с простой пиксельной графикой сложно проходить. Тем слаще победа.
Разработчики с трудом убедили менеджмент делать ретро-проект. Решение оказалось удачным для всех. MegaMan 9 стала хитом и вернула геймерам старые пиксельные игры.
2011: Terraria
Terraria — это двухмерный Майнкрафт, с мультиплеером и узнаваемым визуальным стилем. Игрок добывает ресурсы из окружающего мира, возводит в нем здания и побеждает врагов. Приключенческая «песочница» остается наиболее значимым проектом компании Re-Logic.

Графика 16-битная, и сопровождается саундтреком под чиптюн. Появись Terraria на 10 лет позже, она бы спровоцировала такую же бурную и восторженную реакцию среди геймеров.
Re-Logic пыталась запустить вторую часть проекта, но команда не смогла выпустить продукт, который бы ее удовлетворял. Разработчики поддерживали оригинальную игру вплоть до 2020 года, когда вышло последнее обновление. После — конец путешествия.
2012: Hotline Miami, «Горячая линия Майами»
Нравится ли вам нуар? Hotline Miami раскрывает популярный жанр так, как это может сделать инди-игра.
Экшен с 8-битной графикой и синтвейв-саундтреком повествует о медленно сходящем с ума киллере, который совершает расправы над местной русской мафией. Пикселизированные кровь и сцены жестокости однозначно переносят игру в рейтинг «16+». Права на ошибку нет, убийца умирает с одного удара и уровень нужно проходить заново.

На создателей, дуэт Dennatone Games, повлияло творчество Дэвида Линча, которому игра обязана зловещей атмосферой. Hotline Miami пугает не меньше заправского хоррора, чем по праву заслужила особое место в сердцах игроков.
2013: Papers, Please, «Документы, пожалуйста»
Слава Арстоцке! Когда разработчик Лукас Поуп создавал Papers, Please, он в меньшей степени хотел сделать политическое заявление и в большей — выпустить хорошую игру.
Получилось и то, и другое. Это головоломка, которая рассказывает о работе инспектора миграционной службы в вымышленном коммунистическом государстве Арстоцка. Каждый день он глядит на помятые пикселизированные лица и документы, решая судьбы сограждан и мигрантов. Решения принимает игрок.

Серо-коричневая гамма задает гнетущее настроение игры. Пожалуй, с более реалистичной графикой было бы невозможно передать то же подавленное настроение.
2014: Shovel Knight, «Лопатный Рыцарь»
Shovel Knight — это игра о «Марио» в доспехах и с лопатой. Платформер неплохо воспроизводит эстетику 8-битной эры, хотя и не идеально: в гамму затесались пара лишних цветов.
Лопата служит и оружием, и средством передвижения для героя. Он перемещается по фантазийному двухмерному миру прыжками на лопате, как на пого-стике. В конце игры вместо принцессы он спасает свою возлюбленную, Щитового рыцаря.

Этот проект запустился благодаря краудфандинговой платформе Kickstarter, где собрал 311 502$. Благодарные разработчики из Yacht Club Games постарались и сделали для бэкеров достойный продукт.
2015: Undertale, «Подземная сказка»
Эту культовую ролевую игру можно пройти, не убивая все на своем пути. Герой, человеческий ребенок, попадает в подземный мир, населенный монстрами. Игрок выбирает, будет ли он их щадить либо бездумно уничтожать. Включая боссов: Undertale позволяет пацифистам наконец-то проявлять все свои странные импульсы.
Главный урок Undertale: гладьте собак вместо того, чтобы убивать их!

Разработчик Тоби Фокс работал над проектом, включая запоминающийся пиксель-арт и саундтрек в подходящем ретро-стиле.
2016: Stardew Valley
Stardew Valley — «Веселая ферма», сделанная правильно. Никакой необходимости вечно платить микротранзакциии, чтобы капуста быстрее росла! Вместо этого — очаровательная пиксельная графика и полное расслабление. Игру в одиночку сделал геймдизайнер Эрик Барон.

Игра является духовной наследницей старого симулятора Harvest Moon для SNES. Поэтому Stardew Valley включает элементы дейт-сима: дарите подарки приглянувшемуся персонажу, заводите с ним пиксельную, виртуальную семью. Если такого желания нет, можно продолжить работать на ферме, добывать полезные ископаемые и искать приключения среди грядок.
В Madrobots любят пиксельную графику! Читайте предыдущую часть цикла о пиксель-арте: о том, как он появился и каким был в XX веке.