В 1999 году Американская академия педиатрии (ААП) ввела строгий запрет на взаимодействие маленьких детей с мобильными электронными устройствами. Фактически, родителям рекомендовали не давать ребенку никаких гаджетов, пока ему не исполнится два года. Сейчас представители ААП решили смягчить рекомендации, все же разрешив родителям приобщать своих детей к цифровому контенту и электронным устройствам. Организация опубликовала новый набор рекомендаций по взаимодействию детей и подростков с современными технологиями, начиная от 0 лет и заканчивая моментом взросления.
Педиатры, идя в ногу со временем, приняли решение дать возможность детям использовать цифровые устройства. В то же время, врачи рекомендуют избегать моментов, которые могут привести к негативному влиянию технологий на здоровье и самочувствие ребенка. Родители, по мнению педиатров США, должны контролировать использование электронных устройств детьми и подростками. Ответственность за влияние медиатехнологий на детей специалисты возлагают на родителей, поскольку только они в состоянии контролировать поток информации, получаемый подрастающим поколением.

Польза и вред цифровых медиа
Последствия взаимодействия детей и подростков с электронными устройствами и цифровым контентом могут быть как положительными, так и отрицательными. Среди негативных моментов можно выделить снижение физической активности детей и подростков, много времени проводящих за экраном ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов. Следствием этого может быть снижение концентрации, снижение способности к обучению, раздражительность, нарушения сна, депрессия и прочие отклонения. Дети и подростки, проводя много времени в социальных сетях, могут устанавливать нежелательные контакты.
Положительных моментов, при условии правильного взаимодействия детей с "цифрой" тоже много. Это и социализация, и изучение новых технологий, получение новых идей и знаний, самовыражение и самоутверждение. В сети подростки могут устанавливать полезные для себя связи, получать дополнительное образование.
Избежать "цифры" уже нельзя
Представители ААП уверены в том, что в современном мире ни дети, ни подростки не могут избежать знакомства с технологиями. Люди сейчас окружены электронными устройствами и медиа, включая традиционные (телевизор, радио, газеты) и новые (социальные сети, сервисы потокового видео, порталы разных типов), поэтому дети и подростки постоянно со всем этим сталкиваются и взаимодействуют. Если в 70-х годах в США ребенок начинал смотреть ТВ, начиная с 4-х лет, то сейчас дети начинают взаимодействовать с цифровыми медиа уже с 4-х месяцев. Задача взрослых - контролировать это взаимодействие, уровень которого в ближайшие годы будет только расти.
Рекомендации по возрастам
В списке рекомендаций для родителей от ААП говорится, что цифровые медиа могут быть полезны для маленьких детей, начиная с года. В это время у малышей формируются различные навыки, совершенствуется моторика, появляется опыт взаимодействия с обществом, дети начинают произносить простые слова. Именно поэтому педиатры рекомендуют показывать малышам простые образовательные видео (со словами и геометрическими фигурами). Но это стоит делать только в том случае, если родители находятся рядом с малышами, стараясь пояснять происходящее на экране. Результаты ряда экспериментов показывают, что дети быстрее усваивают такой материал, общаясь с родителями во время его просмотра и прослушивания.
Дети от полутора до двух лет и старше уже могут просматривать некоторые материалы без присутствия взрослых. Плюс ко всему, сенсорные экраны развивают мелкую моторику у ребенка. Педиатры говорят, что начиная с 15 месяцев дети могут изучать новые слова, просматривая качественные образовательные передачи и играя в простые интерактивные игры.

Общение по Skype и другим мессенджерам с возможностью проведения видеоконференций позволяет детям социализироваться. Конечно, в этом случае малыши обязательно должны находиться перед экраном вместе со своими родителями.
Демонстрация качественного контента (например, цикла передач Sesame Street, Mister Rogers’ Neighborhood и аналогичных) может оказаться очень полезной для детей в возрасте от 3 до 5 лет. При этом дети вплоть до 5 лет не должны смотреть на экраны планшетов или компьютеров больше часа в день. И родителям очень желательно это время находиться рядом с детьми.
Дети старших возрастов и подростки могут взаимодействовать с цифровыми медиа и без присмотра взрослых, хотя контролировать количество времени, которое дети проводят за экранами, все равно необходимо. Полезными для детей и подростков могут быть как образовательные ресурсы, так и некоторые игры, которые развивают эмпатию. Социальные сети и прочие подобные ресурсы помогают детям социализироваться. Правда, здесь возникает опасность посещения детьми и подростками нежелательных сайтов, информация которых может оказать сильное негативное влияние на неокрепший ум.

Что еще?
Важный момент - создание в квартире или доме зон, где нет вообще никакой электронной техники. Специалисты рекомендуют организовать такую зону в спальне, которая должна быть местом для отдыха и расслабления.
По мнению педиатров, родители должны помогать детям знакомиться с миром цифровых медиа вплоть до взросления, разъясняя опасности и преимущества взаимодействия с миром современных. Как только ребенок начинает использовать социальные сети, нужно объяснить ему, как правильно работать с такими ресурсами, чтобы избежать некоторых неприятных моментов. Информационная безопасность - то, о чем стоит говорить с детьми и подростками постоянно.
В целом, все сказанное выше поможет извлечь пользу из взаимодействия детей и подростков с цифровыми медиа. Нельзя допускать, чтобы интернет и технологии заменяли ребенку общение со сверстниками, физическую активность, знакомство с окружающим миром. Это, однозначно, вредно как для здоровья ребенка, так и для его умственного развития. Необходимо научить ребенка отличать качественный контент от некачественного или даже явно вредного.

У каждой семьи, по мнению педиатров США, должен быть план по использованию цифровых медиа. Сейчас такой план или его подобие есть лишь у малой толики семей. Для его создания можно использовать различные ресурсы (например, этот) или же разработать такой план самостоятельно.
В качестве вывода
Использование цифровых медиа детьми и подростками нельзя оценивать однозначно, как вредное или полезное для ребенка занятие. Здесь огромное количество факторов, и все зависит от того, какой контент потребляют представители подрастающего поколения, сколько времени дети и подростки проводят за экранами ноутбуков и планшетов, а также от того, как именно они используют цифровые медиа. Родители, как и во всех остальных случаях, должны давать пример детям, а также проводить постоянную разъяснительную работу с ними.
Родители должны уяснить и понять свою роль в вопросе организации взаимодействия своих детей с цифровыми медиа. Педиатры могут помочь в сложных ситуациях. Например, специалисты способны помочь составить план работы с цифровыми медиа в семье, организовав весь процесс таким образом, чтобы избежать негативного влияния современных технологий на подрастающее поколение.
Все это, уверены специалисты, поможет оказать положительный эффект на физическое, умственное и социальное развитие ребенка.