Диагностику речевых расстройств у детей лучше всего проводить как можно раньше и чаще, чтобы вовремя оказать помощь и приступить к коррекции. Но не так просто предоставить доступ к профессиональным логопедам и медицинскому оборудованию каждому ребенку.
Исследователи из Массачусетского технологического института рассчитывают сделать общедоступным базовый уровень диагностики нарушений речи. Их разработка – компьютерная система, выявляющая распространенные расстройства с помощью машинного обучения.
Дети, которые страдают неврологическими расстройствами, влияющими на речь и понимание речи, демонстрируют определенные закономерности при прохождении ряда тестов, в частности – описывая последовательности картинок. Маленькие пациенты допускают частые паузы, испытывают сложности со временами глаголов и употреблением местоимений.
Программа подробно анализирует результаты таких тестов, пройденных как детьми с отклонениями, так и малышами, развивающимися обычным образом. Машинное обучение позволяет «компьютерному логопеду» выявлять общие закономерности, подтвержденные уже существующими исследованиями речевых нарушений.
Пока что система находится на самой ранней стадии разработки, но демонстрируемые ею результаты весьма многообещающи, особенно в том, что касается точности диагностики. Тем не менее, аспирантка Джен Гонг и профессор Джон Гуттаг не спешат превращать свой труд в функционирующее приложение для смартфона.
По словам Гонг, из-за вариаций в развитии разных детей им требуется собрать больше результатов тестов для тренировки «компьютерного логопеда». Готовое приложение сможет предельно точно отличать даже зачаточное нарушение речи.