+7 499 322-34-68 будни: 9–20, выходные: 11–18
Сага о The Coolest Cooler
14:24, 19 Апреля 2016

Дмитрий Фиголь

История портативного холодильника «на стероидах» The Coolest Cooler, укомплектованного разделочной доской, блендером, Bluetooth-динамиком и USB-хабом, начиналась как классическая история про Золушку. Когда его создатель Райан Греппер впервые запустил кампанию своей «переносной вечеринки, замаскированной под холодильник» в 2013 году, она с треском провалилась.

Он извлёк урок и вернулся к разработке, появившись снова в свете краудфандинговых софитов в 2014-м с более продуманным продуктом и низкой суммой для финансирования, что привело к получению баснословных $13 млн и побитому рекорду по сборам на Kickstarter. Заявленная цена The Coolest Cooler в $165−185 была слишком привлекательной, чтобы отказаться от такого замечательного устройства.


Проект был назван «Королём Kickstarter», провозглашая идею того, что любой продукт может стать осязаемым, если достаточное количество людей верят в его исключительность. Однако, природа таких инвестиций не настолько прозрачна, как людям того хотелось бы — поддержать идею продукта деньгами вовсе не означает, что через несколько месяцев он матеарилизуется у вас на пороге.



По прошествии почти двух лет со старта кампании The Coolest Cooler на Kickstarter лишь треть спонсоров — около 20 000 человек — получили свои устройства, а большая часть (36 000 человек) до сих пор остаются без обещанного им продукта.

Медленный штопор

В августе 2015 (более года с момента запуска кампании) команда The Coolest Cooler была завалена письмами от разгневанных пользователей, поддержавших проект. Им обещали отправить устройства к ноябрю того же года, объясняя задержку сложностями с доставкой громоздкого холодильника.

С наступлением ноября в блоге проекта стали регулярно появляться записи, доступные к прочтению только для спонсоров с Kickstarter, к примеру, о проблемах на производственной фабрике. С новыми обновлениями озвучивались новые причины задержек доставки.


На YouTube появилось видео с Греппером (в настоящий момент видео удалено), где пояснялось, что The Coolest Cooler начали продавать на Amazon, чтобы свести концы с концами. Цена устройства на Amazon составляет 400 $ — на 200 $ выше цены на Kickstarter. Между тем, наступил ноябрь, но ситуация практически не изменилась.

Апдейт под названием The Path Forward от 12 апреля (доступный также только для спонсоров проекта) гласит, что пользователей Kickstarter просят доплатить $97 сверху, чтобы получить свои устройства в течение 3 ближайших месяцев.


В этом послании Греппер признал, что цена на Kickstarter оказалась слишком низкой, и предложил тем, кто не пожелает доплатить $97, ожидать до тех пор, пока прибыль от продаж The Coolest Cooler на Amazon не покроет стоимость доставки их устройств. В таком случае, назвать точно время ожидания невозможно.

Вилы и факелы

Конечно, далеко не все были обрадованы такими новостями. Один разгневанный спонсор даже преследовал представителей компании и угрожал им.

«Меня по-настоящему преследовали, мой телефон просто разрывался. Мне кажется, что такое поведение уже за гранью. Нам угрожали физической расправой и оскорбляли, а вчера кто-то из спонсоров пытался запугать семью Райана», — рассказала Сьюзан Тауэрс, директор по маркетингу The Coolest Cooler.

В комментариях на странице The Coolest Cooler на Kickstarter основателя проекта называют мошенником, беспринципным торгашом и неудачником.


«Возместите всем потраченные деньги. Вы, ребята, просто мошенники и куски дерьма! Мне нужны мои деньги, а не ваш отстойный холодильник. Вы заслуживаете банкротства за то, что взяли у нас деньги и не дали взамен то, за что мы платили».

Вся история с The Coolest Cooler привела к тому, что многие пользователи потеряли доверие к Kickstarter и краудфандингу в целом. Они отмечают плохое управление денежными потоками и недостаток планирования, обвиняя в неудачах проекта его основателя, чей успех оказался слишком серьёзным для тех навыков управления, которыми он располагает.


«Я также крайне расстроена. Я больше не стану материально поддерживать ни один проект. Всё что я вижу здесь, это плохой менеджмент. Конечно, никто не может предвидеть такое развитие событий, но, по моему мнению, необходимо продумать некий экстренный план действий прежде, чем брать чужие деньги. Я за возврат всех инвестиций спонсорам, ведь прошло уже 2 года со старта проекта. Мне это осточертело и мне уже не нужен этот холодильник. И я больше не буду ничего платить, ведь мы заплатили ровно столько, сколько те, кто его уже получил. Это совсем не круто».

Часть спонсоров считает необходимым подать групповой судебный иск против создателей The Coolest Cooler. Один из них разместил свой email, чтобы измерить интерес в проведении судебного процесса — в результате уже более 6000 человек выразили поддержку такой инициативы.


Kickstarter — это авантюра, а не гарантия успеха

Недовольство спонсоров The Coolest Cooler объясняется двумя основными предпосылками: невыполненные обещания основателя проекта и его просьба о доплате. Но, стоит признать, что это ожидаемо для подобных инвестиций.

Представитель Kickstarter Джастин Казмарк заявил в интервью Mashable: «Kickstarter — не магазин. Люди здесь пытаются изучить и использовать такой свежий опыт финансирования, как краудфандинг. Если вы об этом не слышали ранее или никогда не пробовали на собственном опыте, то, действительно, можно подумать, что это очередной Amazon».

Однако, когда вы поддерживаете проект на Kickstarter, вы отнюдь не покупаете его, а скорее инвестируете в его развитие, помогая создателям достигнуть поставленных целей. И даже достаточное финансирование проекта вовсе не означает, что его реализация окажется успешной.

«Создавая проект на Kickstarter, создатели нечасто обращают внимание на информацию о возможных рисках. Мы прямо говорим об этом. Риски существуют», — говорит Казмарк.

Разработчики The Coolest Cooler на старте проекта предполагали, что такими рисками могут стать медленное производство и другие ограничения в скорости выполнения проекта. На страничке проекта The Coolest Cooler на Kickstarter указано, что для минимизации возможности возникновения производственных задержек, будут найдены резервные поставщики каждой детали устройства прежде, чем начнется производство. А коммерческие эксперты помогут безболезненно переключаться между поставщиками и производственными фабриками. О возможных проблемах финансового характера нигде не упоминается.


Между тем, независимое исследование проектов с Kickstarter, проведённое Университетом Пенсильвании, показало, что 9% успешно профинансированных проектов не справляются с доставкой своего продукта спонсорам.

Такая ситуация возникла у разработчиков Mega Man с их проектом Mighty No. 9, который был полностью профинансирован, но сейчас отложен на неопределённое время. Настольная игра по произведению Лавкрафта The Doom That Came To Atlantic City! получила очень щедрые инвестиции, однако, проект был остановлен вследствие недостатка рыночного опыта у его основателей.

И зачастую даже те проекты, которые получают внушительные инвестиции и даже отправляют продукт спонсорам более или менее вовремя, считаются проваленными, так как качество финального продукта далеко от того, которое заявлялось в рамках краудфандинговой кампании.

Взять, к примеру, The Ouya — игровую консоль на базе Android, проект которой появился на Kickstarter в 2012 году. Идея состояла в том, чтобы вывести на рынок недорогую приставку, упрощающую разработчикам процесс запуска игр на рынок. Одного взгляда на 30 000 комментариев на странице проекта достаточно, чтобы понять, что финальный продукт оказался дешёвым, иногда даже повреждённым, и в целом совсем не таким, каким его ожидали спонсоры проекта.

Идея Райана Греппера была отличной и собрала, по его мнению, достаточно средств для полноценного запуска The Coolest Cooler. Но это совсем не означает, что он обладает достаточными знаниями и деловым опытом, чтобы понимать, каким образом выполнить обещания, которые были даны спонсорам.


«Иногда создатели проектов Kickstarter могут быть слишком оптимистично настроены, говоря о сроках реализации своих идей. Спонсоры должны помнить, что эти сроки — лишь предположение, и быть готовыми, что иногда могут возникать трудности и задержки», — говорит Джастин Казмарк.

Спонсируя на Kickstarter или Indiegogo продукты, которых ещё не существует в физическом виде, нельзя забывать, что в итоге всё может пойти вразрез с надеждами их создателей и других спонсоров. Различные обстоятельства могут оттянуть время доставки на целые годы, могут меняться характеристики и дизайн самих продуктов, или вся затея целиком провалится.

Что касается проекта The Coolest Cooler, нельзя сказать, что он провалился. Скорее, его реализация происходит не столь гладко, как на то рассчитывали его спонсоры. Возможно, урок, который следует извлечь из данной ситуации, сам по себе стоит потраченных денег.


Madrobots-Сообщество