+7 499 322-34-68 будни: 9–20, выходные: 11–18
Хроники ремонта: как мы делали новый умный офис Madrobots.

Николай Белоусов

У нас в компании есть отличная традиция. Раз в полгода мы собираемся вместе и что-нибудь строим. Год назад это была горбушка, полгода назад — мега. А в этот раз мы сделали наш новый офис!
Под катом вас ожидает большое количество картинок, 5 заключительных глав про то, как из склада женских сапог мы сделали высокотехнологичный офис в стиле «лофт», описание того, как мы делали этот офис умным и некоторое количество смешных картинок. Не переключайтесь!


Глава первая. Предыстория, или о том, как все начиналось.

Идея найти себе новый офис витала в воздухе уже с прошлого лета, когда мы поняли, что во-первых, мы не помещаемся в старом офисе. Мы даже не могли в какой-то момент нанимать новых людей, потому что для них просто не было свободных рабочих мест. 
Во-вторых, два офиса в разных местах серьезно усложняют коммуникацию — несколько людей сидели на горбушке, несколько — в офисе на Краснопролетарской, и что бы пообщаться со всеми сразу, приходилось специально собирать совещание или мотаться туда-сюда, теряя время. 

Но серьезно мы начали искать офис примерно в октябре прошлого года. Требования были просты: 

  • Размер не меньше 100 квадратов
  • Сделан ремонт
  • Близость к кольцевым станциям метро, до ближайшей станции пешком не более 10 минут
  • Дешевый (или хотя бы не слишком дорогой) интернет
  • Наличие кафе или столовой рядом.

В дальнейшем мы добавили еще один пункт — «Находится не в подвале», потому что очень много помещений, которые нам попадались, представляли собой какие-то полуподвальные помещения практически без окон. Одновременно с этим, пункт «Сделан ремонт» как-то незаметно пропал. Мы даже немного вдохновились возможностью сделать себе собственный дизайн и «умный» офис.

Наконец, мы нашли подходящее место на Воробьёвых Горах — на территории завода ГелийМаш. Они активно сдают пустующие корпуса под офисы, и мы присмотрели милое помещение на втором этаже одного из корпусов.

 

Правда, пока оно было складом фирмы, которая занималась продажей женских сапог и выглядело вот так:


Казалось, что это идеальный вариант — и рядом с центром (а еще в 10 минутах езды от дома директора), и рядом с метро, и рядом есть столовая олимпийского комитета (не сверх-дешево, но зато вкусно), есть интернет. 
Нет ремонта, ну и что? У завода специально для ремонта корпусов есть прораб и десяток рабочих, которые отлично умеют делать «евроремонт», и нам их услуги ничего не будут стоить. Отлично же. Подписываем договор и начинаем. 

Глава вторая. О том, что надо сделать первым делом и о том, что мы придумали

Конечно, первым делом надо собрать совещание! Не знаешь, что делать — собери совещание!
Получив планы помещения, собираем совещание из дизайнеров (попутно радуемся надписям в их холодильнике), архитекторов, инсталляторов умного дома, и нас:




Интермедия первая.
Коля и фотографии.


Сидим на встрече в переговорке, обсуждаем офис. А на стене переговорной висит много-много фотографий. Поляроидных. С подписями. Не знаю зачем.
Когда говорили о том, как это будет работать в глобальном смысле, Коля участвовал в обсуждении. А вот когда начали говорить о том, какие именно будем ставить датчики и о том, по каким протоколам это будет работать, Коле стало скучно. 
Он же стратег, а не тактик (с), ему неинтересно слушать о том, какими именно будут датчики. Коля болтает ногой. При этом он задевает ей меня иногда. Случайно. Несильно.
Я воспринимаю это как пинок, типа «эй, ты что-то не то говоришь», и пытаюсь сообразить, что именно не то. 

— Нам нужны датчики движения, в этих местах, этих и этих, потому что… *нога завершает движение и врезается в меня* 
Я замолкаю, пытаясь сообразить, почему нельзя говорить о датчиках движения в коридоре. Вопросительно смотрю на Колю. Коля на меня не смотрит, смотрит на фотографии. Продолжаю. Нога начинает новый разгон.

— Да, как я уже и говорил, мы не будет делать выключатели… *нога опять врезается в меня*
У меня недоумение, переходящее в панику, потому что я не понимаю, почему. Почему нельзя говорить о выключателях? Это пошло? В приличном обществе о таком не говорят? Первое правило выключателей — никто не должен знать о выключателях? Или это тайна, и до презентации первого-офиса-в-мире-без-выключателей об этом должен знать только один человек?

Что делать, что делать, то делать? Хорошо, нельзя о выключателях. А о чем еще нельзя говорить? Тут нога врезается в меня в очередной раз.
Тут штирлиц начинает догадываться о истинной причине пинков. Немного передвигаюсь, чтобы не попадать под обстрел, и все-таки успешно заканчиваю предложение про выключатели.

Через несколько минут мы начинаем говорить о телевизоре, и в ходе обсуждения упоминаем, что на него можно зачем-то вывести фотографии (не помню, зачем). Коля оживляется.
— Да, давайте, как у вас тут на стене! Кстати, а зачем они тут висят? И много так — больше 500 штук.

До меня доходит, что все это время он считал фотографии, и я начинаю ржать. На меня странно смотрят: то предложение прерывает посередине, то ржет без причины. 
Остаток встречи проходит без эксцессов. Не считая моего периодического хихиканья при взгляде на фотографии.


В общем, по итогам нескольких встреч мы определяемся с общей концепцией — мы делаем опен-спейс офис в стиле «лофт». Опен-спейс означает, что кабинетов нет — в рабочем пространстве есть две зоны, а отдельными помещениями выполнены только кухня, переговорная комната и небольшая зона отдыха.
Деление рабочего пространства на две зоны достигается подъёмом пола на полтора метра — таким своеобразным подиумом. Такая хитрость позволяет увеличить количество рабочих мест на той же площади, а пространство под подиумом использовать для хранения оборудования и товара. 


Стиль «лофт» — это значит, что мы по максимуму пытаемся сохранить «промышленный» вид помещения, сознательно уходя в сторону от «евроремонта» и концепции «закрыть стены гипсокартоном, а потолок — подвесными плитами». 
Стены изначально кирпичные — значит счищаем там, где она есть, штукатурку до голого кирпича, покрываем кирпич лаком, чтобы избавиться от пыли и придать ему красивый вид. Пол деревянный — значит выкидываем линолеум и покрытия, очищаем пол от старой краски, покрываем его только морилкой и лаком, чтобы сохранить текстуру деревянной доски. 
Проводка и коммуникации — открытые, для проводки, которая будет идти по стенам и потолку, мы выбрали витой шнур в тканевой оплетке:

image

Крепится он на специальные изоляторы из керамики, которые прикручиваются к стене. 
И противопоставляя дизайну «под старину», было решено сделать офис максимально «умным». Все освещение должно управляться автоматически в зависимости от освещения снаружи, при необходимости — с приложений на телефонах/компьютерах или с настенных пультов-планшетов с сенсорным экраном (привет, офис Mail.ru).

Автоматический климат-контроль — управление приточно-вытяжной установкой и кондиционерами централизовано, в зависимости от температуры и датчиков качества воздуха. Никаких ключей, вход по карточкам или через приложение на телефоне. Статистика потребления ресурсов — воды, тепла, воздуха, электроэнергии. Максимум автоматики там, где это возможно — даже в туалете. Собираем еще одно совещание, на этот раз с разработчиками и инсталляторами систем умного дома, где понимаем, что стоимость этой всей автоматики очень плохо вписывается в наш бюджет. Понимаем, что аппетиты придется уменьшить. Раз в десять.

От самой идеи сделать «умный офис» мы конечно же не отказались — незадолго до этого мы познакомились с компанией Evika и я сразу же влюбился в их контроллер Logic Machine (я еще много про него расскажу), и мы решили делать умный офис своими силами, благо контроллер оказался раем для программиста, желающего сделать себе автоматику. 

Через несколько встреч, мы были готовы приступить к собственно, ремонту.
Правда, мы еще не подозревали, сколько крови из нас выпьет витой провод, каким количеством нервов нам придется заплатить за изоляторы, с какими проблемами мы столкнемся, делая красивый пол, и сколько этих проблем нас ждет еще впереди. У нас был офис, у нас был на руках дизайн-проект, мы были готовы начинать! 

Глава третья. О том, что ломать — не строить и о том, что снос — это часть строительства. И немного о первом этаже.

Для начала, надо было убрать из помещения все ненужное. Нет, сапоги уже вывезли, и «все ненужное» включало в себя в основном перегородки, стены, гипсокартонную обшивку и прочее. Рисуем план:


Отдаем рабочим, дополнительно объясняем задачу (громко, четко и три раза, пока в глазах не появляются искры понимания), и понеслась.


Убираем какое-то покрытие с пола и обнаруживаем там нормально сохранившиеся доски, правда, с толщиной покраски, сравнимой с толщиной самих досок. Решаем сделать пол деревянным, восстановив доски пола, насколько это возможно. 
Снимаем со стен весь раствор до кирпича:


У нас же лофт, а значит, кирпичные стены будет вполне себе в тему. Зачищаем кирпич щетками, чтобы получить цвет и фактуру кирпичной стены. Звучит хорошо, но пыли генерирует просто невообразимое количество. 


Смываем всю пыль со стен, покрываем стены бесцветным глянцевым лаком. 
Выглядит неплохо:


Теперь занимаемся лестницей. Та, что была изначально, была… не очень удобной. В общем, упасть с нее и сломать себе что-нибудь было легче легкого:


Дизайнеры рисуют визуализацию:


Потом делают чертеж для строителей:


А строители и рады стараться, собирают по чертежу лестницу. 


Правда, зачем-то сразу красят ее в черный, не догадываясь (или просто не обращая внимание), что через неделю она испачкается до неузнаваемости. 
Но это не страшно, просто они покрасят ее еще раз после всех грязных работ. Ну может нравится людям лестницы красить. Кто мы такие, чтобы им это запрещать?



Глава четвертая. О полах, украинских рабочих и порядке следования слоев покраски

Настало время заняться вплотную вторым этажом. 


Рабочие отмывают пол от краски и начинают эту самую краску счищать циклевателем — таким большим гибридом шлифмашинки и пылесоса:


Правда, зачем-то они это делают не вдоль, а поперек досок. Они и так-то были не слишком ровные. 
Процесс генерирует кучу древесной пыли (не курить!):

Но зато после него очень вкусно пахнет деревом:


А по вечерам офис приобретает на удивление уютный вид:


Для того, чтобы защитить такой красивый пол, его предполагалось покрыть последовательно: огне-био-защитой, морилкой, а сверху — двухкомпонентным прозрачным эпоксидным наливным полом. 
Подбираем оттенки и тестируем разные покрытия для пола:


Адово спорим насчет того, какой цвет лучше. Наконец, всех все устраивает, и мы радостно даем указания рабочим покрывать пол огне-био-защитой. Морилку по техпроцессу надо оставить на потом — сразу перед лакировкой. 
Все бы ничего, но уйдя на выходные, мы потеряли контроль над процессом, и в понедельник застали такую картину:


Рабочие занялись покраской батарей. Краскопультом. Внутри помещения. Нет, конечно, они застелили кусочек пола пленкой, но напоролись на те же грабли, что и мы, когда красили буквы в логотипе на горбушке. Краска из распылителя вылетает под достаточным давлением, чтобы не ограничиваться той поверхностью, на которую ее хотят нанести. Она будет везде.

На полу: 


На подоконниках:


На окнах. На оборудовании, на одежде, на всех доступных поверхностях. С окон ее смыть оказалось легче всего. А вот с пола не получилось. Рабочие, получив указания убрать краску, делают что? Они берутся за циклеватель. И сносят верхний слой дерева, покрытый защитой, выбивают из щелей половину замазки, и что самое страшное — они делают это опять поперек досок. Пол становится еще более волнистым. Ни еще 20 литров защиты, ни времени на ее нанесение нет, мы принимаем решение оставить пол без нее.

С горем пополам, после последнего издевательства над полом, замазав маленькие дырки остатками замазки, а большие дырки — монтажной пеной (об этом мы узнаем позднее, когда поймем, что некоторые области в полу легко протыкаются пальцем), рабочие считают свою работу законченной… и покрывают пол еще и морилкой:


Получается красиво, не спорю:


Но мы хватаемся за голову — впереди еще куча работы, а полы находятся в довольно уязвимом состоянии — покрашены, но не покрыты лаком. Черт. Времени циклевать опять уже нет. 
Мы идем думать, как же быть, а вы пока можете посмотреть на смешную картинку:


Глава пятая. О ванной комнате с душем, теплым полом и обязательно писсуаром. И о том, как все это уместить под лестницей.


И мы временно переносимся во времени (ха-ха) назад, к ванной комнате, которую делали параллельно с верхней комнатой. Хотя, стоит сразу перенестись еще немного назад, к тому времени, когда мы собирали мнения людей о том, как будет выглядеть лучшая ванная комната. Правда, с поправкой на то, что она должна поместиться под лестницей.

Как выглядела ванная до нас, можно посмотреть на той фотке в начале статьи. 
Итак, к чему мы пришли: так как у нас много человек бегают или ездят на велосипедах, то неплохо бы им создать условия для этого — сделать душ для того, чтобы можно было его принимать после пробежки или перед началом рабочего дня, приехав на велосипеде. Значит, в ванной должен быть душ. 

Для душа нужна вентиляция (да и вообще она нужна), а еще хорошо бы сделать теплый пол, чтобы ногам не было холодно. Еще в коллективе много мужчин, значит надо сделать еще и писсуар. Раковина — само-собой. Офис у нас «умный», значит выключателей нам не надо — пусть свет включается по датчику движения. Ставим задачу строителям, и понеслась. Сносим все что там было до нас, прокладываем трубы (тут мы не уследили, и трубы выполнили б-мерзким полипропиленом) и профили для гипсокартона:


Зашиваем стены влагостойкими гипсокартоном и укладываем нагревательный кабель для теплого пола:


В процессе находим симпатичный артефакт:


Закладываем стены кафелем, не забывая выводить провод для розетки (я так и не понял, зачем она, за полгода ни разу не пригодилась), света, датчика движения и вентиляции:


Делаем симпатичный слив для душа:

Устанавливаем раковину, унитаз и батарею:


Писсуар:


Наводим лоск. Автоматический диспенсер жидкого мыла — первый робот в нашем офисе:

Кран для душа с термостатическим смесителем (держит установленную температуру вне зависимости от температуры и давления холодной и горячей воды):


Датчик движения:

Автоматический распылитель освежителя воздуха:


Вроде с ванной комнатой закончили:



Глава шестая. О витой проводке, откатах, подиуме, наклейках и о трудностях выбора розеток. 

Ванная была готова, так же как стены, пол и потолок. А вот самого главного не было — того, что отличает офис от пещеры древнего человека. Интернета! Хотя стоп, до интернета еще дойдем. А пока надо сделать розетки. И проводку к ним. И освещение. Черт, мы попали.

Ну, как минимум, у нас были планы с расположением розеток и светильников.


Правда, без особого понятия, как их подключать и как вести кабеля. Фигня вопрос, сказал я, собрал совещание с дизайнерами, и через каких-нибудь пять часов у нас на руках были примерные планы разводки кабелей. Карандашом на бумажных планах, да:


Немного уточняем их, бродя по помещению с бумажкой и карандашом в руке:


Правда, теперь надо привести кучку мятых бумаг в нечто приличное, что можно показать будущим подрядчикам. 
Фигня вопрос, сказал я, и открыл пдф-ку с планом в иллюстраторе. А что, что стояло на компе и позволяло редактировать — тем и открыл. Спустя каких-то 5 дней у нас были планы (хреновые планы, если честно, электрики на них довольно изобретательно матерились) в электронном виде. 


Дело оставалось за малым — найти кого-нибудь, кто собрался бы этот проект претворить в жизнь офис. Казалось бы — не очень сложно, но очень много людей приходили, смотрели на проект, на офис, на провод, опять на проект… И уходили, не оборачиваясь. А кто задерживался настолько, чтобы перед уходом назвать сумму — нас очень этой суммой не радовали.


Интермедия вторая.
Как мне давали откат

Один из таких людей, которые все-таки решили взяться за работу, был Максим Х. из компании К. С первого взгляда стало понятно, что Максим Х. — человек опытный. 


Он не убежал при виде витого кабеля, стоически воспринял известие о том, что его надо крепить на специальные изоляторы, покорно согласился с тем, что выключателей не будет, а все провода от светильников надо тянуть в щит. Попросил чертежи помещения и пообещал завтра позвонить и огласить сумму. И позвонил, почему-то опять мне.
— Здравствуйте! 
Сказал он мне, когда я куда-то адски опаздывал и стремился хотя бы не опоздать окончательно.

— Мы тут посчитали ваш офис и можем назвать сумму. 
Отлично, подумал я, и предложил отправить эту сумму вместе с описанием, на что именно она пойдет, мне, Коле и Мише на почту.

— Собственно, про это я и хотел поговорить. Нет, не надо отправлять мне смс-кой вашу почту, и остальных людей почту тоже — она у меня есть. Я хотел поговорить о Сумме. Дело в том, что мы можем выставить немного, совсем чуть-чуть другой счет, в котором будет Ваш Интерес. Не очень много, 30 тысяч, но Вашего Интереса.
Так, подумал еще раз я. Какой мой интерес? Я бегу, я опаздываю, я говорю на ходу по гарнитуре, мозг тратит ресурсы на то, чтобы не врезаться в проходящих мимо людей, или хотя бы врезаться немного реже, а тут мне говорят загадками. Какой такой мой интерес, спросил я. Мне интересно будет, если вы сделаете быстро и дешево.

— Нет, вы не поняли, вкрадчиво объясняет Максим Х. Не просто какой-то ваш интерес, а самый настоящий Ваш Интерес. Немного, 30 тысяч. Так что, делать счет?
Тут я наконец-то начал подозревать, что мне говорят что-то странное. 30 тысяч — это явно не сумма монтажа. Тогда что? Мозг прекращает решать задачи по навигации в реальном времени и переключается на задачи по прикладной лингвистике. Ассоциативная цепочка приводит меня к мысли о том, что мне пытаются дать откат. Правда, осмысление этого стоило нескольких встречным людям непередаваемого ощущения того, что на них несется камикадзе. И не только несется, но еще и врезается. Не взрывается, и то хорошо. 
Стоп. Мне. Хотят. Дать. Откат. Круто, думаю я. Но почему так мало? Мне, и всего 30 тысяч? С этим надо что-то делать.

— Максим, извините, не понял вас сразу. Да, конечно, давайте счет с ваши… то есть, с моим интересом. Я его с интересом посмотрю. Только вот проблема, я уже говорил с вашим руководством, и мы условились, что мой интерес в вашем заказе несколько больше. Совсем немного. В три раза всего. Так что вы там уточните у вашего начальства, и присылайте счет, да-да, почту вы знаете. Жду. 

Вечером счет Максим Х. все-таки прислал. Правда совсем без моего интереса. И я вот думаю — он обиделся или сходил и уточнил?


Наконец, устав от хороводов электриков, мы все-таки выбрали подрядчика, который согласился сделать нам всю проводку да еще и простую вентиляцию (только вытяжку с возможностью расширения) вдобавок. Мы даже вписались в наш бюджет. 
И мы начали. 


Ой, не та фотка. Это прораб наблюдает за работой сторонних электриков. Вот правильная. Вот так мы начали:


По разработанному плану основные провода пойдут по потолку в подвесных кабельных лотках, как в лучших серверных Парижа. Потом, от этих лотков будут сделаны отводы в местах начала разводки светильников и спуска вниз к розеткам:


В этом месте обычный кабель ВВГнг-LS переходит в витой провод, который уже будет идти по потолку на изоляторах:

Или по стене — если провод идет к розеткам:


Если что — малярный скотч потом снимался — это было сделано для удобства разметки отверстий под изоляторы и розетки.

Реальность, как обычно, внесла свои коррективы в наши планы, но не очень серьезные. Например, мы не подумали о том, что провод в тканевой оплетке очень легко пачкается, а в помещении полно строительной пыли — например от 500 отверстий в потолке для изоляторов. Поэтому ее надо вешать уже после окончания всех грязных работ. Всех — значит всех, даже работ по вентиляции. 

Да, кстати, 500 отверстий это тоже проблема — в один прекрасный момент мы скупили все черные керамические изоляторы в городе. Следующую партию уже заказали, но она приедет только через неделю. Пришлось прибегнуть к небольшому колхозу — мы брали коричневые изоляторы и красили их в черный. С учетом того, что красить их приходилось в два слоя, да еще и с грунтовкой, это занимало несколько часов каждый раз. Картина маслом: два часа ночи, я докрашиваю партию изоляторов около входа в офис. Охранники недоуменно смотрят, когда проходят мимо:

Но результат хорош:


А вообще мы остановились на том, что мы прокладываем кабели. Их много. Проложить их не так уж и сложно, тут хватит пары человек. А вот проложить их так, чтобы не запутаться, не забыть и не ошибиться — уже гораздо сложнее. Поэтому далеко не последней задачей по важности является маркировка кабеля. Не обращая внимания на предложения электриков купить пять спиртовых маркеров и пару рулончиков малярного скотча, заказываем специальный принтер от Brother для печати наклеек:


За принтер, помощь в выборе и консультации спасибо компании ЛАД РМ. Вообще, принтеров было два. Первый это P-Touch PT-2700VP, с QWERTY клавиатурой, возможностью печатать на широкой ленте и подключением к компу для печати любых изображений на наклейках. Клевый, но оказалось, что постоянно таскать его с места на место неудобно, а набирать одной рукой так вообще не получается. 

Поэтому я поменял его в итоге на P-Touch PT-E100VP, который немного проще, не умеет подключаться к компу, но зато удобно лежит в руке и легко таскается туда-сюда. А еще он оранжевый!


Смысл принтера очень прост: набираете текст, нажимаете кнопку «печать», из принтера вылезает наклейка с набранным текстом. Снимаете с наклейки защитный слой, и приклеиваете ее куда необходимо. Большой плюс наклейки в том, что она уже ламинированная, и поэтому ее очень трудно стереть, смыть или испачкать. Наклейка вообще состоит из кучи слоев:

Опасностью является то, что такой принтер просто не может спокойно лежать на полке и ждать своего времени. Он будет постоянно использоваться:

Постоянно. И не всегда по назначению:


Ну ладно. На самом деле и по назначению он использовался очень активно. 


Очень удобно, когда маркировка яркая, хорошо читаемая и еще вдобавок разные группы нагрузок кодируются цветом наклейки:

А если провода все-таки перепутали, можно так и написать:

Еще на проводах можно писать не только код, но и сразу назначение:


Ну и маркировать можно не только кабели, но и например, ключи:


А, про кабели. Маркированные с двух сторон кабели запихиваются в черную гофру (силовые по одному, слаботочка витой парой — по два) и спускаются по стене на первый этаж — к щитку. 


Рабочие параллельно собирают подиум:

А электрики в этом подиуме прокладывают силовую проводку для розеток: 


В другом конце помещения из гипсокартона делают стены кухни:


Внутри там тоже проводка к розеткам, но я ее вам не покажу, потому что делал ее я, и она похожа на дохлого осьминога.


Работа кипит. В один прекрасный момент понимаю, что проработал 13 часов без перерыва. 


Икея привозит заказанные светильники: 


Начинаем вешать:


Еще мы изначально планировали ставить красивые черные розетки, соблюдая общий стиль, но оказалось, что они существуют только в варианте, который монтируется в подрозетник. А розеток у нас больше 40 штук. 40 отверстий в кирпиче — это долго и удорожает работу. Поэтому нам пришлось выбрать накладные розетки. Правда, не все их оценили. 

Тогда мы пошли на компромисс — часть розеток заменили на розеткусы, который выглядит красиво, но не приспособлен ни к креплению к стене, ни к подключению проводом. Значит, придется что-то придумывать. Ситуация осложняется тем, что закрывается розеткус на винты, расположенные с обратной стороны. Тестируем вариант с деревянной накладкой:


Понимаем, что делать такие накладки для каждого розеткуса и красить их — довольно затратно. К тому же, они не нравятся дизайнерам, а это приговор. Еще понимаем, что провод надо вести сверху — чтобы логотип был не перевернутым. 
Принимаем решение крепить их просто на строительный клей на стену. Осталось решить вопрос с проводами. Закупаем кучу розеткусов:


Высчитываем длину провода, необходимого для каждого, чтобы достать до распределительной коробки:


Отрезаем родные провода и присоединяем гильзами куски витого провода:


Размечаем на схеме и маркируем каждый розеткус. Это потому, что у розеткусов в разных местах разной длины провода. 


Примеряем:


Устанавливаем:


Ок, выглядит симпатично. Устанавливаем. Бонусом получаем синюю дежурную подсветку, чтобы не спотыкаться в темноте.
Продолжаем работать с подиумом. Делаем лестницу:


Перила:


Стеллажи вдоль стен:


И вторую лестницу:


К сожалению, от раза к разу растет не только уровень, но и объем проекта. А значит, и объем статьи, причем настолько, что она перестает нормально восприниматься парсером хабра, и в ней начинают пропадать картинки. Поэтому на этом месте я заканчиваю первую часть статьи про наш ремонт — до встречи в следующий понедельник. 
Чтобы вам было не очень скучно от строительства, покажу немного того, что ожидает вас в следующей части:

Madrobots-Сообщество