+7 499 322-34-68 будни: 9–20, выходные: 11–18
Как Amazon создала следующий миллиардный бизнес
13:20, 22 Апреля 2016

Евгений Гудов

Когда исполнительный директор Amazon Дэйв Лимп впервые увидел питч продукта, которым в 2011-ом станет Echo, он сомневался.

«Будет сложно, — вспоминает Дэйв, что думал тогда. — Устройство обещало волшебный опыт. Но было очевидно, что оно потребует множество новых изобретений».


Реакция была понятна, учитывая возвышенные цели, очерченные в оригинальном плане Echo: предполагалось создать умное голосовое устройство для управления домом, которое умело бы играть музыку, читать новости вслух и заказывать продукты — все это, просто позволяя пользователям говорить из любой точки дома.

С тех пор Echo стал «спящим хитом» Amazon, сверхпопулярным гаджетом, установившим стандарт для абсолютно новой вычислительной парадигмы, в которой Amazon опередил таких конкурентов, как Apple и Google.

Но дорогу Echo в дома пользователей сложно назвать простой. Гаджет застрял в лабораториях Amazon на годы, став жертвой перфекционизма главного исполнительного директора Джеффа Безоса и длительных внутренних дебатов о маркетинговом позиционировании. И на волне громкого провала смартфона от Amazon слухи о разрабатываемом «голосовом продукте», циркулировавшие в отрасли годами, стали казаться скорее подтверждением того, что гиганту электронной коммерции не достает сил создать продукт, который поменяет правила игры.

История создания Echo, рассказанная несколькими инсайдерами, отражает амбиции, вызовы и внутренние трудности Amazon, когда компания нацелилась на новое большое поле битвы в технической индустрии.

«Это была сложная эволюция сложного продукта, — отметил для Business Insider Дэвид Лимп, старший вице-президент технического подразделения. — Я не могу переоценить объем работ и инновации, вложенные в этот продукт».

Боль авансом


Исполнительный директор Amazon Джефф Безос


Джефф Безос поддерживал проект Echo с самого начала. Он также поставил невероятно высокую планку для разработчиков с учетом необычности продукта, который необходимо было создать. 

Одной из основных проблем для Echo было время отклика — время, необходимое Алексе (Alexa — так зовут виртуального ассистента Amazon), чтобы ответить на любой запрос. Среднее время обработки у существующих технологий распознавания голоса на тот момент составляло 2,5−3 секунды. Поэтому, по словам одного из ранних разработчиков, для начала команда Echo установила цель в две секунды.

Но когда команда презентовала этот план Безос, главный исполнительный директор Amazon озвучил куда более амбициозную цель. Если верить инсайдеру из ранней команды, Безос на встрече с разработчиками сказал: «Я уважаю вашу работу, но вы не придете к результату, хорошенько не пострадав. Позвольте мне подарить вам боль авансом: задержка должно составлять одну секунду».

Команда была «контужена», потому что на тот момент даже компании, работающие над распознаванием голосовых команд десятилетиями, могли сократить задержку только до трех секунд. Но поставленная Безосом задача мотивировала команду достичь недостижимую на первый взгляд цель.

«Вы проделали отличную работу, убеждая меня, что время обработки запроса имеет первостепенное значение, поэтому я хочу убедиться, что вы верите в себя», — так объяснил свое решение Безос, по версии одного из членов команды.

Ключом к сокращению задержки стали постоянные сбор и обработка всей возможной информации для улучшения продукта. Команда проводила тысячи внутренних тестов и еженедельный анализ данных с лингвистами.

«В этом весь Джефф — он кристально четко описал цель. Это большой дерзкий вызов, спущенный сверху, и я не ожидал ничего другого, — говорит другой разработчик из раннего состава Echo. «Это была сложная техническая задача, но мы просто справились с ней».

Дэвид Лимп признает, что уменьшение времени отклика было главной точкой приложения сил, но не подтверждает, что была цель достичь секундной задержки.


Amazon представили два новых продукта Echo: Echo Dot (слева) и Amazon Tap.

Эксперимент «Волшебник из страны Оз»

Самым большим вызовом для Echo стало то, что на рынке не было похожих продуктов. Конечно, Siri от Apple и Voice Search от Google уже существовали, а у Microsoft был Kinect, но концепция Echo принципиально отличалась тем, что не имела визуального интерфейса.

Чтобы достичь успеха, Echo и встроенный ассистент Alexa должны были стать очень отзывчивыми и разговорчивыми. Пользователь должен был почувствовать, будто он разговаривает с живым человеком.

На помощь разработчикам пришел эксперимент, известный как «Волшебник из страны Оз». В тесте участвует «волшебник» — человек, сидящий в отдельной комнате и отвечающий в реальном времени на голосовые запросы подопытного. Например, если подопытный спросит Echo про погоду в Нью-Йорке, «волшебник» в соседней комнате быстро набирает ответ, который озвучивается голосом Echo.

Целью было собрать данные о том, какие типы ответов работают, а какие — нет. Для этого подопытные заполняли отчеты, в которых указывали, какие варианты им понравились больше всего. К примеру, 50 человек проходили через один сценарий, но с отличающимся временем отклика или структурой предложений.

«Мы поставили почти психологический эксперимент, чтобы выяснить, что необходимо, чтобы привести людей в восторг, — отметил один из участников разработки. — С маниакальным усердием мы сосредоточились на качестве произношения. Это стало нашим постоянным научным проектом».

Другая причина, почему Amazon так много сил вложили в Alexa, заключалась в том, что голосовая система использовалась и в других устройствах, став интегрированной платформой. Amazon уже позволил сторонним производителям техники включать Alexa в свои продукты, как делает Samsung со своими холодильниками и Ford — с машинами.

Немузыкальное устройство


Echo в первой рекламе Amazon на Super Bowl в этом году

Даже несмотря на прогресс команды Echo в решении технологических проблем, оставались вопросы о том, как вывести необычное устройство на рынок, и что станет правильным «крючком» для покупателя.

Это «крючок» был найден во внутренних данных: более 40 % ранних тестеров отметили, что главным образом использовали устройство для музыки. В команде постарались сделать музыку более очевидным преимуществом устройства.

Самый первый прототип был меньше хоккейной шайбы, но скоро его размеры выросли, чтобы вместить более мощный динамик.

«Нам было нужно устройство, которым бы люди пользовались много и создавали бы частоту взаимодействия. Музыка должна была стать тем, что помогло бы решить задачу, точкой контакта, которую люди знают, что любят».

Музыка была обоюдоострым мечом в том смысле, что Echo могли воспринять как обычный музыкальный проигрыватель и упустить из виду его уникальные функции. По словам участников ранней команды, Безоc особенно опасался, чтобы Echo не стал очередным плеером. Он понимал важность музыки как точки контакта с пользователем, но время от времени спрашивал разработчиков, почему те так много времени проводят за усовершенствованием музыкальных функций.


Частично позицию Безоса могла бы объяснить его недостаточная страсть к музыке, предполагают инсайдеры. Когда впервые презентовали музыкальные возможности Echo, Безос заказал саундтрек из Battlestar Galactica, назвав его одной из своих любимых композиций.

Несмотря ни на что Echo закончил совершенствовать качество звучания и музыкальную коллекцию и сейчас, по приблизительным оценкам, занимает 25 % рынка беспроводных проигрывателей.

Проект Echo также преуспел в том, чтобы не стать просто проигрывателем. В последние месяцы расширился функционал устройства. Теперь можно проверить банковские счета, заказ пиццу или такси через Uber — и все это с помощью голосовых команд. Echo также совместим с устройствами Nest и сервисом IFTTT, что делает его центральным хабом для управления «умным домом».

Старший вице-президент технического подразделения Amazon Дэйв Лимп

Следующая возможность на миллиард

Громкий успех Echo, кажется, удивил даже работников компании. Дэйв Лимп рассказал, как в первые минуты приема предзаказов члены команды осознали, что их предварительные оценки оказались слишком низкими. По словам одного из членов команды, Echo собрал миллион предзаказов менее чем за две недели. Этот показатель куда выше по сравнению с iPhone, которому для этого понадобилось более 70 дней.

В Amazon отказались подтвердить какие-либо цифры продаж Echo. Но все указывает на то, что Echo стал одним из крупнейших хитов в истории технических продуктов Amazon. Встреченная большим спросом на рынке чуть менее года назад, Echo все еще числится в списке бестселлеров Amazon.

Возможно, лучшее доказательство того, что Amazon прогнозирует большое будущее для Echo, появилось чуть раньше в этом году, когда впервые в рекламном блоке Super Bowl была показана реклама гаджета с голосовым управлением.



Лимп заявил, что на данный момент уровень продаж не является приоритетом. Компания сфокусирована на том, чтобы сделать продукт лучше и умнее. На одной из недавних пресс-конференций Лимп отметил: «В Amazon мы верим, что голос — это новая большая платформа. Сейчас мы пытаемся сделать облачный компьютер, полностью управляемый вашим голосом».

И это, возможно, то, что заставляет членов команды гордится своей работой: они дотянулись до звезд и создали то, что может стать следующей большой технологической платформой, которая раньше казалась возможной только в научной фантастике.

«Это действительно иногда ощущалось, как работа над неразрешимой задачей. Но оно стоило того, чтобы попробовать, потому идея была крутой, — признался один разработчиков. — Какой ботаник не рос с мечтой иметь компьютер из Star Trek?»

Madrobots-Сообщество